28 мая 2010 г.

Google против Apple: Google вовсе не нужно побеждать

Не успела утихнуть схватка Adobe VS Apple, как началась новая Google VS Apple. Совсем недавно, выступая на Google I/O, вице-президент Google Вик Гундотра заявил, что платформа Android была создана для того, чтобы не допустить доминирования Apple в мобильном сегменте и полного контроля рынка смартфонов.

На сайте Oreilly Radar опубликована статья Google vs Apple: Google Doesn't Need To Win. Предлагаю перевод данной статьи.

Итак, мы, по всей видимости, находимся в самом разгаре битвы не на жизнь, а на смерть между Google и Apple. Google открывает код VP8 (сейчас WebM) и Стив Джобс незамедлительно выступает против. Компания Apple получила свою долю негатива на конференции Google I/O. Google считает, что им удалось наладить мобильную / облачную / десктоп интеграцию – и если то, что они представили на прошлой неделе, действительно работает в FroYo (Android 2.2), то они правы.

Хотя весьма дико звучит: «битва не на жизнь, а на смерть», даже не смотря на то, что именно так ее и описывают и никто иной, как Стив Джобс, который ранее в этом году заявил, что Google собирается уничтожить iPhone. Если это сражение, то условия не равные.

Лично мое мнение: Я точно фанат Google. Но я также и фанат Apple, имеющий в наличии iPad, хотя меня разочаровывает закрытость платформы Apple, а также то, как они относятся к своим разработчикам. Но они создают красивые устройства и они действительно понимают: «они просто работают».

Вик Гундотра (Vic Gundotra) обратил на это внимание в своем втором докладе на конференции Google I/O. Когда он только пришел в Google, он спросил Энди Рубина, почему Android так важен, зачем миру нужна еще одна мобильная платформа? Энди ответил, что Google ждет печальное будущее, если они не займутся мобильными технологиями, мы ограничимся одной платформой, контролируемой одним производителем и одним носителем. Это был мудрый ответ. Если я правильно соотнес все хронологически, то это было тогда, когда iPhone только появился на рынке. И iPhone – великое устройство, великое, но абсолютно закрытое.

Apple создает устройства и чем больше устройств они продают, тем больше они зарабатывают. Так что Apple однозначно победит, если они каждому продадут по iPhone – чем больше iPhones и iPads, тем весомее победа. Им проще всего убрать с рынка других производителей смартфонов. (Они не особо заинтересованы в бюджетных, низко рентабельных телефонах, но это уже совсем другая история). Итак, теперь понятно, что нужно компании Apple для победы - доминирование на рынке смартфонов.

Ставки Google другие. Они не зарабатывают на продаже телефонов, они даже закрыли свой магазин NexusOne практически без сожаления. Они также не зарабатывают на лицензировании программного обеспечения, насколько мне известно. Google зарабатывает на продаже рекламы. И чем больше рекламы они продадут, тем счастливее они станут. Apple борется за место на рынке мобильных телефонов, а Google – на рынке размещения рекламы.

Эта асимметрия очень важна. Google вовсе не обязательно доминировать в сфере продаж смартфонов, им достаточно убедиться, что существует среда для процветания бизнеса в сфере размещения рекламы. Пока Apple стремится овладеть рынком смартфонов, Google несомненно является лидером онлайн продаж рекламы – и четко видит огромную перспективу в размещения рекламы посредством мобильных устройств. С другой стороны, неудача на рынке продажи рекламы посредством мобильных устройств будет просто катастрофической. В лучшем случае, это ограничит их потенциал, в худшем, если посмотрим на конец эры «стационарных компьютеров/ноутбуков», это серьезно пошатнет основу их бизнеса.

Чтобы заработать на продаже мобильной рекламы, Google необходимо сохранять рынок смартфонов открытым, разнообразным и конкурентным. До тех пор пока на рынке представлены различные смартфоны, разработчики Web-страниц будут склоняться к использованию открытых стандартов вроде HTML5. Разработчики будут создавать все более богатое HTML содержимое для телефонов – а Google будет процветать в своей основной нише, размещая рекламу на HTML страницах. Google не нужно "побеждать", им всего лишь не стоит "проигрывать", им надо сохранять игру открытой, переводить открытые технологии на новый уровень, где они смогут успешно конкурировать. В долгосрочной перспективе закрытая система может процветать только, являясь единственным игроком в игре. Нам стоит усвоить лишь одну вещь из процесса роста веба: открытые стандарты, которые могут быть использованы многими производителями, превосходят закрытые системы и порождают конкуренцию, выводя из игры монополии.

Точно также как и атлет, который явно выступает лучше, когда он расслаблен и не обеспокоен страхом поражения, Google также может получить выгоду в борьбе на рынке смартфонов от мысли, что им вовсе не обязательно побеждать. Сотрудники компании Google по праву гордятся тем, что продажи US Android значительно превышают продажи iPhone. Конечно, в США доступны 50 с лишним моделей телефонов, в то время как AT&T может предложить лишь две модели iPhone. И когда iPhone 4 увидит свет, Apple конечно же сможет наблюдать бурный рост уровня продаж. Но это все не столь важно для Google, все что им нужно делать - это сохранять игру открытой для себя, Palm/HP, RIM, и других производителей смартфонов – а также установить такие стандарты, которые будут способствовать процветанию конкурентного рынка.

Но все же для Apple существует реальная угроза, то, что у Google нет необходимости завоевывать лидерство на рынке смартфонов, не означает, что они этого не хотят. А после представления нового FroYo на конференции I/O это кажется вполне вероятным. Дэн Лайонс лже Стив Джобс отметил несколько важных моментов в своем блоге (Newsweek blog):
  • Технологии Google значительно опережают все, что может или собирается предложить Apple. Воспроизведение потоковой музыки на компьютере – всего лишь один пример. Google, а не Apple, предлагает то, что нужно потребителям.
  • На вопрос Google компания Apple ответила: «И что, зато мы занимаем более крупную часть рынка». Лайонс говорит, что он уже слышал об этом, что это слова компании, теряющей свои позиции и отказывающейся это признать. Я тоже об этом слышал. Лайонс прав.
  • Легко думать, что в конце 80х - начале 90х гг Apple распалась, поскольку бестолковый исполнительный директор сначала уволил Джобса, а потом произошло поглощение. Но на самом деле, если вы помните, Джобс плохо справлялся с управлением компании после ряда блестящих технических триумфов. История повторяется.
Мне искренне жаль, Apple – великая инновационная компания. Нет причин полагать, что они не смогут сделать то, что делает Google. Анализируя стороны каждого из игроков, можно сказать, что Apple действительно понимает пользовательский опыт и разработки. Они значительно в этом преуспели. Google хорошо разбирается в вычислениях в облаке и возможностях взаимодействия. Тем не менее, вероятно, компании Apple будет проще заняться вопросами ускорения процесса взаимодействия, чем компании Google достичь уровня восприимчивости дизайна Apple. Все, что Google добавляет в Android, не так уж и сложно, на что Apple не хватило бы инженерного таланта.

Но — и это очень важно — Apple не сможет занять место Google в сфере возможностей взаимодействия и вычислений в облаке, поскольку они настаивают на работе с закрытыми платформами. Не потому что характеристики FroYo от Google нельзя воссоздать на закрытой платформе, а потому что вам просто не представится случая так сделать. Кроме того, клиентам можно бесконечно рассказывать, о том, что на ваш взгляд будет лучше для них. Я ненавижу Flash почти точно так же, как и Стив Джобс, но знаете что? Если бы я создавал платформу, одним из требований была бы поддержка Flash. Flash везде. А ввязываться в бессмысленную борьбу с Adobe глупо. Дочь Вика права: она хочет игрушки, которые поддерживают ее любимые онлайн игры. А это как раз и будет телефон Android, а не iPad или iPhone. Apple настаивает только на играх по их правилам.

С другой стороны, почему Apple так заинтересована в HTML5? Почему они поддерживают его почти так же сильно, как и Google? Я думаю, Стив Джобс действительно понимает, что HTML5 – «то, что надо» для будущего интернета. Apple не собирается бросать родные приложения. У Джобса всегда было необъяснимое чувство правильного выбора.

Хотя Google не надо "побеждать" в битве с Apple, истерия Apple, наряду с настоятельным желанием завязать ненужную борьбу, означает, что у Google весьма большие шансы на победу. HTML5 может стать последним шансом для Apple изменить свое развитие и позволит принимать решения, не оговоренные их желанием контролировать платформу. Если они не выберут этот путь, они потерпят поражение и это будет трагедия не только для них, но и для пользователей.

4 комментария:

  1. Всех так беспокоит закзытость платформы Apple благодаря которой они захватывают рынок, что никто не замечает монополии Google. Google очень хорошо отвлекает внимание своей псевдо-открытостью. "Зри в корень" Кузьма Прутков.

    ОтветитьУдалить
  2. за всю историю мобильной платформы, не раз на рынке были полные монополисты, всех подвинули, подвинули нокиа, эриксон банкрот, у сони не фантан бизнес, эпл тоже не должен выделяться на общем фоне :)

    ОтветитьУдалить
  3. А почему вы так ненавидите Flash, чем он так вас напугал?

    ОтветитьУдалить
  4. Dmitri Cheremisov, это вопрос не ко мне, к автору оригинальной статьи

    ОтветитьУдалить